код астигматизма по мкб

Астигматизм

Рубрика МКБ-10: H52.2

Содержание

Определение и общие сведения [ править ]

Этиология и патогенез [ править ]

В результате такого несоответствия изображение также не фокусируется на сетчатке, что приводит к снижению зрительного разрешения. Форма преломления лучей в астигматическом глазу и их фокусирование носят название коноида Штурма.

Клинические проявления [ править ]

Астигматизм: Диагностика [ править ]

Дифференциальный диагноз [ править ]

Астигматизм: Лечение [ править ]

Различные виды астигматизма, сопровождаемые снижением остроты зрения, считают показанием для назначения очковой коррекции.

При этом необходимо определение сферического и цилиндрического компонента коррекции и оси цилиндра. Величину сферического компонента определяют согласно общим правилам назначения очков при миопии и гиперметропии. Астигматический компонент коррекции назначают по субъективной переносимости с тенденцией к максимальным значениям.

Если при дополнительном исследовании рефракции в условиях циклоплегии определяют иные значения величины и положения оси цилиндра, следует назначить цилиндрический компонент меньшей оптической силы. Положение оси цилиндра, определяемое в условиях циклоплегии, считают оптимальным.

Необходимо отметить, что раннее и своевременное назначение оптимальной очковой коррекции при различных видах астигматизма даёт возможность достижения хорошей переносимости астигматических очков и их высокой эффективности.

Для коррекции астигматизма нужны астигматические линзы (цилиндры). При эмметропии физиологический астигматизм до 0,75 D обычно компенсируется.

Профилактика [ править ]

Прочее [ править ]

КЛ обладают рядом преимуществ по сравнению с очками в эффективности коррекции астигматизма. Слёзная плёнка между линзой и роговицей заполняет все неровности и компенсирует деформации передней поверхности роговицы. КЛ специальных конструкций (торические) дают возможность корригировать не только роговичный, но и хрусталиковый астигматизм. Данный вид оптической коррекции при астигматизме высоких степеней обеспечивает достаточно высокое качество зрения.

Источник

Нарушения рефракции и аккомодации (H52)

Исключена: злокачественная миопия (H44.2)

Внутренняя офтальмоплегия (полная) (тотальная)

Алфавитные указатели МКБ-10

Внешние причины травм — термины в этом разделе представляют собой не медицинские диагнозы, а описание обстоятельств, при которых произошло событие (Класс XX. Внешние причины заболеваемости и смертности. Коды рубрик V01-Y98).

Лекарственные средства и химические вещества — таблица лекарственных средств и химических веществ, вызвавших отравление или другие неблагоприятные реакции.

В России Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) принята как единый нормативный документ для учета заболеваемости, причин обращений населения в медицинские учреждения всех ведомств, причин смерти.

МКБ-10 внедрена в практику здравоохранения на всей территории РФ в 1999 году приказом Минздрава России от 27.05.97 г. №170

Выход в свет нового пересмотра (МКБ-11) планируется ВОЗ в 2022 году.

Сокращения и условные обозначения в Международой классификации болезней 10-го пересмотра

БДУ — без дополнительных уточнений.

НКДР — не классифицированный(ая)(ое) в других рубриках.

— код основной болезни. Главный код в системе двойного кодирования, содержит информацию основной генерализованной болезни.

* — факультативный код. Дополнительный код в системе двойного кодирования, содержит информацию о проявлении основной генерализованной болезни в отдельном органе или области тела.

Источник

Миопический астигматизм

Миопический астигматизм – это патология рефракции, при которой параллельные лучи света не собираются в единую фокальную линию на внутренней оболочке глаза. Клинические проявления: снижение зрения, искажение и размытие изображения перед глазами, «прищуривание» глаз. Основные методы диагностики включают визометрию, компьютерную авторефрактометрию, биомикроскопию, кератотопографию, ретиноскопию, офтальмоскопию. Консервативная терапия сводится к применению оптической коррекции (очки, торические контактные линзы). Хирургическое лечение предполагает выполнение лазерного кератомилеза (LASIK).

МКБ-10

Общие сведения

Миопический астигматизм – это рефракционная аномалия, сопровождающаяся образованием зоны дефокуса, при которой все или часть лучей света преломляются перед сетчаткой. В общей структуре астигматизма на долю миопического вида приходится около 54%. Согласно статистическим данным, регулярный вариант встречается в 67% случаев. Сложная форма заболевания превалирует над простой. Мужчины болеют чаще женщин. Патология распространена повсеместно, однако чаще выявляется у жителей азиатских стран.

Причины

Этиология миопического астигматизма в полной мере не изучена. Несмотря на противоречивые исследования, было доказано, что прогрессирование осевой близорукости – один из предрасполагающих факторов возникновения рефракционной аномалии. Врожденный миопический астигматизм развивается при эмбриональных нарушениях формирования глазного яблока. Основные причины приобретенной формы:

Патогенез

Чаще миопический астигматизм – это генетически детерминированная патология, наследуемая по аутосомно-доминантному типу. Однако не исключено возникновение болезни у лиц с неотягощенным семейным анамнезом. В основе механизма развития лежит поражение оптических сред, участвующих в процессе преломления света. При этом переднезадний размер глазного яблока зачастую превышает референсные значения.

При наличии патологических изменений на поверхности роговой оболочки или преобразовании ее формы часть световых лучей может сфокусироваться перед сетчаткой. Подобные расстройства отмечаются при нарушении прозрачности хрусталика или лентиконусе. При средней и высокой степени миопии прослеживается риск образования стафиломы склеры, которая способствует появлению зоны ретинального дефокуса.

Классификация

Миопический астигматизм может быть врожденным или приобретенным. При правильной (регулярной) форме болезни между ведущими меридианами формируется угол 90°. Неправильный (иррегулярный) вариант характеризуется изменением силы рефракции преимущественно в одном направлении. В клинической офтальмологии заболевание классифицируют на следующие виды:

Симптомы миопического астигматизма

Для данного заболевания характерно снижение зрения, что наиболее заметно при взгляде вдаль (невозможность рассмотреть номер общественного транспорта, название улиц, надпись на доске в школе и т. д.). Больные предъявляют жалобы на размытие и искажение изображения. Для того чтобы нивелировать симптоматику, необходимо приблизиться к объекту. «Прищуривание» глаз относится к числу приспособительных реакций.

При большом цилиндрическом компоненте возникает дискомфорт даже при попытке различить мелкие детали на расстоянии вытянутой руки. Миопический астигматизм сопровождается головной болью, повышенной усталостью при длительной зрительной нагрузке. Работа вблизи (не более 40 см от глаз) при слабой и средней степени выраженности болезни не вызывает затруднений.

Осложнения

При развитии патологии в раннем детском возрасте прослеживается вероятность возникновения амблиопии наряду с косоглазием, которое появляется вторично. При сопутствующей миопии высокой степени пациенты подвержены риску формирования хориоидальной неоваскулярной мембраны, миопического макулярного ретиношизиса, периферической задней отслойки стекловидного тела. Продолжительное использование контактных линз становится причиной болезни сухого глаза.

Диагностика

При первичном обследовании врач-офтальмолог собирает анамнестические сведения, жалобы и проводит функциональные исследования. Миопический астигматизм нередко сопровождается нарушением положения глаз и расстройствами аккомодации, поэтому важно оценить аккомодационные резервы и сделать тест с перекрыванием (cover-uncover test). Для постановки диагноза показано выполнение следующих обследований:

Лечение миопического астигматизма

Консервативная терапия

При миопическом астигматизме показана постоянная оптическая коррекция. Очки назначают, основываясь на показателях объективной рефракции, с учетом индивидуальной переносимости. Сила линз должна быть наиболее приближенной к полной. Однако при непереносимости цилиндрический компонент увеличивают поэтапно, с учетом адаптации пациента.

Торические контактные линз позволяют достичь лучшей остроты зрения и устранить аберрации. Применение плеоптоортоптического лечения оправдано при снижении корригированной остроты зрения, аккомодационных расстройствах или неправильном положении глаз. Временная окклюзия лучше видящего глаза используется при сопутствующей амблиопии.

Хирургическое лечение

Коррекция зрения при помощи эксимерного лазера (LASIK, лазерный кератомилез) дает возможность устранить потребность в очках и мягких контактных линзах или уменьшить их силу. Чем больше выражен цилиндрический показатель, тем выше вероятность повторного вмешательства. При тяжелом поражении роговицы предпочтение отдают LASIK с волновым фронтом (WGF).

Лазерная абляция способствует улучшению зрительных функций в сумерках, что важно для водителей. В тоже время хирургическая коррекция зрения противопоказана при резком истончении роговицы (по результатам пахиметрии), прогрессировании заболевания или высокой степени сопутствующей близорукости. Рефракционная хирургия проводится после 21 года.

Прогноз и профилактика

Прогноз для жизни и трудоспособности благоприятный. Своевременная диагностика миопического астигматизма и применение оптической коррекции позволяют предупредить развитие амблиопии. Специфическая профилактика не разработана. Важно соблюдать рекомендации по гигиене зрения, которые включают в себя зрительную гимнастику, ежедневные прогулки на свежем воздухе, работу вблизи при достаточном освещении. В детском возрасте плановый офтальмологический осмотр показан дважды в год, после 18 лет – 1 раз в год.

Источник

Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей в МЦ CORTEX.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возраст: частота встречаемости среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5–20%.При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия).
Термин «минимальная мозговая дисфункция» получил распространение в 1960–е годы, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии.
В связи с многообразием клинических проявлений, неоднородностью факторов, лежащих в основе этиологии и патогенеза ММД, были разработаны диагностические критерии для ряда состояний, ранее рассматривавшихся в рамках ММД.

Перечень нозологических форм, рассматриваемых по МКБ 10 в рамках ММД.

Причины развития минимальной мозговой дисфункции до конца не выяснены.

Основными факторами, влияющими на появление церебральной дисфункции, являются:

• гемолитическая болезнь возникает у плода, которая развивается в случае резус-конфликта с матерью, что приводит к разрушению эритроцитов крови у ребёнка;

• различные заболевания и инфекции, которые перенесла женщина во время беременности;

• анемия матери: недоедание, авитаминоз и т.д.;

• угроза прерывания беременности (выкидыша), например, вследствие сильного стресса, гипертонуса или гипотонуса матки и пр.;

• любые вредные внешние воздействия на женщину в период беременности: радиация, вирусы, инфекции, бактерии и т.д, сюда также входит плохая экологическая обстановка;

• недостаток кислорода (гипоксия), удушение плода (асфиксия) в процессе родовой деятельности, например, обвитие горла младенца пуповиной, или долгое прохождение плода по родовым путям;

• слабая родовая деятельность или же, наоборот, стремительные роды;

• повреждение спинного мозга в процессе родов;

• недостаток питания в младенчестве и раннем детстве;

• развитие таких заболеваний у младенца, как: порок сердца, бронхиальная астма, инфекционные заболевания и пр.

ММД наиболее ярко начинает проявлять себя в пору подготовки детей к школе или в младших классах. Можно наблюдать, что ребенок плохо усваивает новую информацию и тяжело ее запоминает, у него проблемы с почерком и в целом с письмом.И дело вовсе не в том, что ребенок обладает низким интеллектуальным уровнем или не хочет учиться, проблема в том, что ММД затрагивает каждую сферу жизнедеятельности.

Клинические проявления при минимальной мозговой дисфункцииразличны в зависимости от возраста ребенка:

У младенцев основные симптомы ММД следующие:

• повышенная плаксивость и капризность;

• учащённое сердцебиение, потоотделение, частота дыхания;

• наличие спазмов и судорог;

• расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: частое срыгивание, понос и пр.;

• трудности со сном и засыпанием.

Основные синдромы, которые возникают у детей школьного возраста:

Гиперактивность и синдром дефицита внимания:
— ерзание на стуле, невозможность усидеть на одном месте);
— ребенок бросает игры и прочие дела неоконченными, не может долго концентрироваться на одном деле, начинает сразу много действий;
— часто теряет вещи, падает, сталкивается с предметами и окружающими;
— вступает в конфликты, капризничает, агрессивен по отношению к близким и себе;
— возникают проблемы с предметами, требующими высокой концентрации внимания, длительных мыслительных операций (математика, сочинения, заучивание стихотворений).
Сфера внимания: нарушено произвольное запоминание, снижена концентрация и объем. Проявляется в основном в том, что ребёнок рассеянный, не может долго заниматься одним и тем же делом, особенно, если оно требует умственных нагрузок.
Речевая сфера: на первое, что стоит обратить внимание – это артикуляция ребёнка — нечеткое произношение слов, звуков. Также можно заметить, что ребенок порой плохо воспринимает чужую речь, и не усваивает информацию на слух (нарушение слухоречевой памяти). Проявляется это в бедности речевого запаса, трудности пересказа услышанного или прочитанного, присутствую сложности с построением длинных предложений.
Нарушения со стороны памяти: проявляются в основном в сложностях механического запоминания, т.е. путем многократного повторения.
Двигательная сфера: у таких детей часто можно наблюдать нарушения мелкой моторики рук. В основном это проявляется в общей неловкости движений и обращении с предметами. Ребёнку сложно застёгивать мелкие пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, шить, в школе возникают трудности с аккуратностью почерка и скоростью чтения.
Пространственное ориентирование: такие дети часто путают «лево» и «право», могут писать все буквы зеркально и пр.
Эмоциональная сфера: лабильность эмоционального состояния. У детей с подобным расстройством быстро меняется настроение от депрессивного к эйфоричному. Могут возникать беспричинные вспышки агрессии, гнева, раздражительности, как к окружающим, так и к себе. Можно наблюдать черты инфантильности (капризности), истерического склада личности, несамостоятельности.

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития.

— К первому периоду относят возраст 1–2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи.
Второй период приходится на возраст 3–х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции.
Третий критический период относится к возрасту 6–7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно–сосудистой дистонии.
В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков.

Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.

Лечение ММД комплексное и включает несколько направлений:
— Психолого-педагогические мероприятия:
1. Следует обеспечить достаточную физическую нагрузку ребенку: в случае гиперактивности, нужно давать выход эмоциям и подвижности, а в случаях гипоактивности необходимо, чтобы нагрузки не были непосильными, но в то же время стимулировали активность.
2. Необходимо обеспечить здоровую психологическую атмосферу в семье и в окружении. Важно создать спокойствие и стабильность, ведь они помогут в коррекции перепадов настроения. Нельзя допускать излишне строгой дисциплины, но также нельзя проявлять гиперопеку или потакание капризам.
3. Обязательно соблюдение некоторых режимных моментов (ложиться и вставать в одно и то же время, выделять время для работы и отдыха и т.д.).
4. Способствовать развитию слабых сторон ребенка: играть в игры, требующие участие мелкой моторики рук, запоминать сказки и стихи, но не механически – стараться заинтересовать ребенка содержанием и т.п. Важным условием лечения будут занятия с психологом, специальными педагогами и логопедом.Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении ММД наряду с методами психолого–педагогической коррекции. Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с ММД выражены настолько, что не могут быть преодолены лишь с помощью психолого–педагогических мер. В настоящее время при лечении ММД находят применение различные группы препаратов, в том числе антиоксиданты(мексидол, актовегин), ноотропные препараты (церебролизин, энцефабол, семакс, кортексин).
Однако вышеуказанные методы, воздействует на отдельные симптомы ММД, не влияют на причины заболевания в целом и, как следствие, невсегда дают выраженный положительный эффект в целом.

1. Нейропротективная терапия для регулирования интегративной деятельности мозга, лимфомежклеточная терапия и эндоназальный электрофорез кортексина – методики, позволяющие доставлять малые дозы церебропротекторовэндолимфатически, они непосредственно попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер.

2. Транскраниальная и трансвертебральнаямикрополяризация удачно сочетает в себе неинвазивность и избирательность воздействия позволяет улучшить или восстановить двигательные, психические, речевые функции. Направленность влияния достигается за счет использования малых площадей электродов, расположенных на соответствующих корковых (фронтальной, моторной, височной и др.) или сегментарных (поясничный, грудной, шейный и др.) проекциях головного или спинного мозга.

3. Дифференцированный сегментарный массаж, способствующий нормализации мышечного тонуса и оказывающий расслабляющий и седативный эффекты при гипервозбудимости ребенка.

5. Логопедическая коррекция включает диагностику степени речевых нарушений, ежедневные занятия, направленные на улучшение речевой функции и логопедический массаж для коррекции различных видов дизартрии и дисфагии;

6. Психологическая помощь включает в себя: индивидуальные консультации, патопсихологические пробы (исследование внимания, памяти, мышления, особенностей эмоционально-личностной сферы) и нейропсихологические пробы (исследование латеральных предпочтений, моторной и сенсорной асимметрии, общей осведомленности, познавательных, речевых, мнестических, интеллектуальных функций). Составляется экспериментально-психологическое заключение, которое выдается родителям. Специалистом подбирается индивидуально-психологическая программа коррекции нарушений в той или иной сфере для конкретного ребенка и дальнейшие рекомендации.

7. Метод аудиовокальных тренировок RUSTOMATIS по методу А. Томатиса. В 50-х годах XX века в процессе изучения автором методики влияния на мозг человека звуков различной частоты было обнаружено, что ухо не просто слышит звуки разной частоты и латеральности – колебания превращаются в электрические импульсы, которые поступают в мозг. В настоящее время разработан специальный прибор звукозаписи высокочастотных и низкочастотных компонентов – «электронное ухо». При чередовании такой музыки путем напряжения и расслабления у ребенка тренируется аппарат среднего уха – молоточек и стремечко, с помощью чего расширяется диапазон восприятия внешних факторов, увеличивается концентрация внимания, в мозг поступает новая информация и, как следствие исчезают многие нарушения и расстройства. Система аудиокоррекции настраивает, тренирует и «обучает» вестибулярный аппарат и системы слухового анализатора правильно обрабатывать поступающую информацию.

В процессе комплексного лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией, участвующих в управлении высшими когнитивными функциями и ассоциативными системами головного мозга. У ребёнка улучшается память, усиливается внимание, развивается мелкая моторика, активизируется мышление. В ходе лечения удаётся значительно улучшить речь, поведение, дети становятся спокойнее, лучше усваивают новую информацию, повышаются успехи в школе.

Очень важно раннее выявление и коррекция симптомов минимальной мозговой дисфункции, когда процессы морфофункционального развития ЦНС продолжаются, велики ее пластичность и резервные возможности. Если диагноз удалось поставить точно и вовремя, родители, педагогии врачи взаимодействуют активно и смогли выработать нужную тактику общения с ребёнком, то с возрастом у человека компенсируются практически все нарушения, и он сможет жить полноценной жизнью.

Источник

Код астигматизма по мкб

Выделяются некоторые наиболее общие особенности, характеризующие психическую патологию у подростков (Мазаева Н.А., 2001):

синдромалъная незавершенность и рудиментарный характер симптоматики, выводимые из психической незрелости подростков;

в подростковом возрасте, как правило, происходит редуцирование типичных для более ранних периодов так называемых специфических синдромов (энурез, тики, заикание) и поведенческих расстройств;

«повзросление» клинической картины болезней;

значительное преобладание в подростковом контингенте больных мужского пола (в 3-5 раз), что подтверждает точку зрения о большей уязвимости и подверженности психическим нарушениям в раннем возрасте лиц мужского пола;

При проведении военно-врачебной экспертизы должны соблюдаться принципы диагностики психических расстройств в подростковом возрасте (В.А. Гурьева, 2001):

1. Распознавание психических заболеваний должно основываться на совокупности данных, с учетом значительного усложнения клинической картины под влиянием возрастного фактора.

2. Осторожность в установлении окончательного диагноза до завершения пубертатного криза.

3. Для точной диагностики необходимо использование клинических критериев, построенных на четком дифференцировании симптоматики.

4. Учитывая, что практически все подростковые психопатологические феномены имеют свои непатологические аналоги, важным звеном является отграничение психических расстройств от неболезненных кризовых или социогенных проявлений, педагогической или социальной запущенности.

5. Многоуровневость клинических картин в подростковом возрасте определяет адекватность использования структурного диагноза и позволяет соотнести между собой нозологию, структуру и динамику возрастной патологии, количественные и качественные характеристики криза созревания, личностные расстройства, искажение и дефицитарность развития, типы социализации личности, реагирования и поведения.

Трудности диагностики в этом возрасте, высокий риск гипердиагностики заставляют искать самые убедительные доказательства психической патологии.

Действующее расписание болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе) в настоящее время пересматривается в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)

В связи с этим в настоящем пособии частные вопросы военно-врачебной экспертизы призывников, страдающих психическими расстройствами, рассматриваются в соответствии с разрабатываемым проектом расписания болезней и МКБ-10.

Статья 14 Органические психические расстройства

предусматривает психозы, другие психические расстройства, изменения личности и поведения, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга (травмы, опухоли головного мозга, энцефалит, менингит, нейросифилис, а также сенильные и пресенильные психозы, сосудистые, дегенеративные, другие органические заболевания и поражения головного мозга.

Под экзогенно-органическим заболеванием (поражением) понимается группа психических заболеваний, развивающихся спустя более или менее продолжительный период времени после экзогенных воздействий, основной причиной которых являются уже не сами экзогении, а вызванное ими сформировавшееся органическое поражение головное мозга.

Диагностические признаки:

1. Объективные данные о наличии органического заболевания головного мозга, травмы, интоксикации или соматического заболевания, которые могли вызвать нарушения функций мозга.

2. Наличие вероятной связи между основной органической патологией и психическими нарушениями.

3. Отсутствие достаточных, данных об иной природе психических нарушений.

Коды и названия психических расстройств в соответствии с МКБ 10: ,

F 06.0 (часть*)- органический галюцинез.

F 06.1 (часть*)-органическое кататоническое состояние.

F 06.4 (часть*)- органическое тревожное расстройство.

F 07.1 — постэнцефалитический синдром.

Стандарты обследования: клинические анализы крови и мочи; биохимический анализ крови (общий белок и белковые фракции, холестерин, триглицериды, липидограмма, электролиты, билирубин, мочевина, ами-нотрансферазы; исследование крови на РВ и ВИЧ); ЭКГ; ЭхоЭГ; рентгенография черепа, консультации терапевта, невролога, окулиста, медицинского психолога. При показаниях и наличии возможности проводятся специфические лабораторные (серологические, иммунологические) исследования; компьютерная томография мозга; магнито-резонансная томография; РЭГ; ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга; исследование крови на токсоплазмоз; вирусологическое и гормольное исследование; консультации эндокринолога, нейрохирурга, нейропсихолога.

При этом надо иметь в виду, что ни один метод дополнительного исследования не обладает 100% достоверностью.

Основой диагностики является клиника-психопатологический метoд.

Коды и названия психических расстройств в соответствии с МКБ 10:

негативная симптоматия, «астенический дефект»).

F 22.81 — инволнеционный параноид.

Независимо от клинической формы, типа течения, степени выраженности и прогноза призывники, у которых диагностируются эндогенные психозы, признаются «Д» — не годными к военной службе.

Стандарты обследования: клинические анализы крови и мочи; биохимический анализ крови (общий белок, липидограмма, билирубин, аминотрансферазы, гамма-глутамилтранспептидаза, щелочная фосфатаза, тимоловая проба, протромбиновый индекс; мочевина; сахар; глюкозо-толерантный тест; исследование крови на РВ и ВИЧ); ЭКГ; ЭЭГ; рентгенография черепа, консультации терапевта, невролога, окулиста. При стертых клинических проявлениях необходима консультация медицинского психолога,

В документах о результатах обследования и освидетельствования указывается причина, которая повлекла за собой развитие психического расстройства.

Психотические расстройства с резко выраженными клиническими проявлениями или длительным течением, в том числе с выраженными изменениями личности, относятся к пункту «а», и призывники признаются «Д» — не годными к военной службе.

Критерии диагностики невротических расстройств:

— наличие психотравмирующей ситуации;

— особенности структуры личности;

— наличие психологического конфликта или, иными словами, расстройств отношений личности с окружающей действительностью;

— клинические проявления патологических процессов в виде раз личных эмоциональных, соматических и вегетативных нарушений.

Диагностика острых реактивных психозов строится на установлении четкой и временной связи с воздействием катастрофического стрессора. Обязательны кратковременное течение болезненных реакций, превалирование аффекта страха, паники, наличие аффективно суженного состояния сознания с последующей амнезией на психотический период. Дифференциальная диагностика проводится с кататоническими, гебефреническими, аффективными и эпилептиформными двигательными расстройствами.

Анализ результатов военно-врачебной экспертизы призывников показывает, что имеет место гиподиагностика невротических расстройств и гипердиагностика расстройств личности. Прежде всего, это связано с тем, что в подростковом и юношеском возрасте обнаруживается склонность к «замене.» невротических симптомов поведенческими (Личко А.Е., 1985).

Для диагностики расстройства личности (психопатии) необходим объективно собранный анамнез, а также всестороннее обследование в условиях психиатрического стационара (диспансера).

Призывники с психопатоподобными состояниями (изменениями личности), причинно связанными с конкретными внешними факторами (инфекциями, интоксикациями, травмами и др.), освидетельствуются по тем статьям расписания болезней, которые предусматривают соответствующие нозологические формы нервно-психической патологии.

Случаи установочного, нарочитого поведения, проявления недисциплинированности, не вытекающие из всей патологической структуры личности, не могут оцениваться как признаки личностного расстройства.

Стандарт обследования: клинические анализы крови и мочи; биохимический анализ крови (сахар, аминотрансферазы, билирубин, мочевина, калий, натрий); исследование крови на РВ и ВИЧ; ЭКГ; ЭЭГ; рентгенография черепа, консультации невролога, медицинского психолога.

когнитивная сфера (т.е. характер восприятия и интерпретации предметов, людей и событий);

эмоциональность (диапазон, интенсивность и адекватность эмоциональных реакций);

контролирование влечений и удовлетворение потребностей;

отношения с другими и манера решения интерперсональных ситуаций.

2. Недостаточная адаптивность или другие дисфункциональные особенности обнаруживаются в широком диапазоне личностных и социальных ситуаций (т.е. не ограничиваются одним «пусковым механизмом» или ситуацией).

3. В связи с поведением, отмеченном в пункте «П», отмечается личностный дистресс или неблагоприятное воздействие на социальное окружение.

4. Отклонение является стабильным и длительным, начинаясь в старшем детском или подростковом возрасте.

5. Отклонение не может быть объяснено как проявление или последствие других психических расстройств зрелого возраста.

Статья 19 Психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ предусматривает психические расстройства, тяжесть которых варьирует (от злоупотребления с вредными последствиями без синдрома зависимости до психозов и деменции), но при этом все они являются следствием употребления одного или нескольких психоактивных веществ.

Под злоупотреблением наркотическими средствами (в соответствии с МКБ-10, адаптированной для применения на территории РФ) понимается повторный прием наркотических средств, сопровождающийся отчетливыми медицинскими последствиями для лица, злоупотребляющего наркотическими средствами, при этом отсутствуют признаки синдрома зависимости.

1.Должны иметься четкие данные, что употребление вещества обусловило физические или психологические вредные изменения, включая нарушения суждений или дисфункциональное поведение, или в значительной мере способствовало их возникновению.

2. Природа вредных изменений должна быть выявляемой и описанной.

3. Характер употребления сохранялся на протяжении по меньшей мере одного месяца или периодически повторялся в предыдущие 12 месяцев.

При постановке данного диагноза необходимо наличие непосредственного ущерба, причиненного психике или физическому состоянию потребителя. Вредные изменения могут возникать в результате или прямых эффектов вещества (например, при поражении печени), или непрямых эффектов, связанных с поведением, сопровождающим употребление вещества (например, при венозном тромбозе).

Начальная (первая) стадия зависимости включает следующие диагностические критерии, свидетельствующие о формировании начальной стадии зависимости (для постановки диагноза достаточно двух критериев:

сильное желание или чувство труднопреодолимой тяги к приему вещества;

сниженная способность контролировать прием вещества: его начало, окончание или дозу, о чем свидетельствует употребление вещества в больших количествах и на протяжении периода времени, большего, чем намеревалось, безуспешные попытки или постоянное желание сократить или контролировать употребление вещества;

повышение толерантности к эффектам вещества, заключающееся в необходимости значительного повышения дозы для достижения интоксикации или желаемых эффектов или в том, что хронический прием одной и той же дозы вещества приводит к явно ослабленному эффекту;

продолжающееся употребление вещества вопреки явным признакам вредных последствий, о чем свидетельствует хроническое употребление вещества при фактическом или предполагаемом понимании природы и степени вреда.

Основные психопатологические признаки хронического алкоголизма I (начальной) стадии у юношей призывного возраста.

Синдром измененной реактивности

Синдром психической зависимости

— повышение толерантности к этанолу

— обсессивные мысли об алкоголизации

— угасание защитного рвотного рефлекса

— эйфория до употребления спиртного

— утрата контроля над количеством выпитого

— дистимия при невозможности алкоголизации

— изменение формы опьянения

— изменение способа алкоголизации (не имеет значения обстановка, компания, «повод»)

Статья 20 Умственная отсталость Умственная отсталость входит в число основных форм психических расстройств, выявляемых в допризывном и призывном возрасте. В то же время опыт работы военно-врачебных комиссий свидетельствует о достаточно большом проценте ошибочных решений о годности к военной службе лиц с умственной отсталостью и пограничными с ней состояниями.

Данное явление объясняется многими причинами, среди которых наряду с субъективными, связанными с квалификацией и опытом совместной работы специалистов, большое значение имеют трудности самой диагностики умственной отсталости и пограничных с ней состояний из-за сложного сочетания различного характера и неодинаковой степени выраженности интеллектуальных, эмоциональных и других психических расстройств

В одних случаях по своим клиника-психопатологическим проявлениям они приближаются к умственной отсталости. Это так называемая интеллектуальная субнормальность или пограничная интеллектуальная недостаточность. В других случаях проявления пограничной интеллектуальной недостаточности носят полиморфный характер и являются од ним из проявлений самостоятельного заболевания (рано начавшейся шизофрении, синдрома Каннера и др.).

Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения

В основе диагностики и дифференциации умственной отсталости по МКБ-10 лежат следующие диагностические категории:

уровень интеллектуального функционирования, определяемый при помощи психометрических методов обследования;

уровень адаптации к повседневным запросам нормального социального окружения.

Если при установлении этого диагноза результаты обследования не соответствуют другим данным, характеризующим поведение освидетельствуемого в быту, в учебном заведении, на производстве и др., стационарное обследование призывника обязательно.

Стандарт обследования: клинические анализы крови и мочи; биохимический анализ крови (сахар, аминотрансферазы, билирубин, мочевина, калий, натрий); исследование крови на РВ и ВИЧ; ЭКГ; ЭЭГ; рентгенография черепа, консультации медицинского психолога (обязательно количественное определение интеллекта с помощью теста Векслера), невролога, окулиста, оториноларинголога.

Источник

Большой информационный справочник
Adblock
detector